Главная
Школьный музей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

назад

ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

Петр Рассадкин родился в 1921 году в Спас-Коркодине, одном из старейших сел в окрестностях Клина. Семья был многодетная - шестеро детей. Отец, инвалид Гражданской войны, крестьянствовал. Мать работала на Зубовской ткацкой фабрике.

Петр, окончив семилетнюю школу в Зубове, решил учиться дальше и поступил в Московский дорожно-механический техникум. Студенческая жизнь была не сахар: математика, физика, сопромат, петрография, по ночам - разгрузка вагонов или работа дворником на столичных улиц.

А на третьем курсе Петр стал еще и «сталинским соколом» - поступил в аэроклуб Бауманского района Москвы. В 1939 году он впервые поднялся в небо с аэродрома в подмосковной Щербинке и сразу понял - это уже навсегда.

Окончание учебы в аэроклубе совпало с началом Финской войны, Баумановским аэроклубовцам предложили поступить на службу в Военно-воздушные силы. И, естественно, почти все согласились. Не доучившись всего полгода до получения диплома дорожного строителя, Петр Рассадкин стал курсантом 2-й Борисоглебской Краснознаменной военной авиационной школы летчиков им. Валерия Чкалова.

Обучение в военной школе шло по ускоренной программе - без обучения высшему пилотажу и стрельбе. Через год Петр получил петлицы младшего лейтенанта авиации и был направлен в резервный авиаполк ВВС Московского военного округа, базировавшийся под Торжком. Здесь же его и застало 22 июня 1941 года.

ЗА РОДНУЮ ЗЕМЛЮ

На второй неделе войны младший лейтенант Петр Рассадкин был направлен в Арзамас - переучиваться на новейший истребитель ЛаГГ-3. В октябре он стал летчиком вновь сформированного 438-го истребительного авиаполка ПВО, которому была поручена ответственная задача: защищать от налетов немецких дальних бомбардировщиков Генеральный штаб Красной Армии, эвакуировавшийся из Москвы в Арзамас.

27 ноября 1941 года, в разгар второго немецкого штурма советской столицы, 438-й полк перелетел в подмосковные Люберцы. Он сперва осуществлял противовоздушную оборону Москвы, а с началом нашего контрнаступления включился в активную поддержку наземных операций в районе Дмитрова и Истры. Лейтенант Рассадкин летал над еще оккупированным немцами Клином, однако мимо родного Спас-Коркодина ни один его боевой маршрут так и не пролег.

28 декабря во время очередной штурмовки немцев под Наро-Фоминском ЛаГГ Рассадкина подбили огнем с земли. Высота была небольшой, и ему пришлось садиться «на брюхо» прямо на лес. Приземление было настолько жестким, что лопнули привязные ремни, и летчика выбросило из кабины. Лежавшего в снегу с пробитой головой и без сознания Петра Рассадкина нашла собиравшая в лесу дрова местная жительница. На своих санях она его и вывезла к своим.

В госпитале у Петра началось инфекционное воспаление раны, но крепкий организм и заботы медиков не дали закончиться жизни летчика в палате для безнадежных больных. Через месяц он вернулся на Люберецкий аэродром и продолжил воевать.

НАД СТУДЕНЫМ МОРЕМ

В феврале 1942 года Петра Рассадкина как опытного боевого летчика направили на курсы командиров звеньев (группы из трех самолетов), после чего он получил назначение во вновь формирующийся 255-й истребительный авиаполк.

Летный состав полка почти полностью состоял из бывших инструкторов гражданских аэроклубов, а потому он числился на особом положении. В конце апреля его включили в ударную авиагруппу Ставки Верховного Главнокомандования и перебросили на усиление ПВО Ленинграда, уже целый месяц с трудом отражавшую немецкую «Колку льда» - массированную воздушную операцию по уничтожению кораблей Балтийского флота.

К этому времени немцы, однако, уже прекратили массированные налеты на невские рейды, и 255-й полк вскоре был переброшен на Баренцево море - в состав Особой морской авиагруппы. Основной задачей группы было уничтожение немецких морских конвоев, снабжающих 20-ю горную армию. Эта армия находилась всего в 50 километрах от Мурманска - самых ближних ворот ленд-лиза, через которые в Советский Союз прибывали тысячи танков и самолетов из США и Англии.

255-й полк расположился на аэродроме у поселка Ваенга (ныне Североморск) и приступил к боевой работе. Для увеличения радиуса действия на истребители приспособили дополнительные подвесные баки от пикирующих бомбардировщиков. ЛаГГи полка не только сопровождали ударные самолеты, но и участвовали в самостоятельных штурмовках вражеских кораблей, атакуя их с высоты 15-20 метров. Под крыльями были либо бескрайняя морская гладь, либо безжизненная тундра. Над головой - именитые немецкие асьноксперты» из 5-й авиаэскадры «Полярное море».

23 июля 1942 года Особая морская группа нанесла бомбовый удар по военно-морской базе Петсамо (Печенга). Немцы успели поднять свою истребительную авиацию. В начавшейся карусели воздушного боя ЛаГГ лейтенанта Рассадкина получил пробоину системы водяного охлаждения двигателя.

Пока мотор окончательно не заглох, сумел дотянуть до полуострова Рыбачий, где были уже наши войска. Летчик смог удачно выброситься с парашютом, но ветром его утащило вглубь Мотовского залива. Система автоматического надува спасательного жилета не сработала, и Рассадкин три часа вплавь добирался до берега. Когда доплыл, настолько обессилил, что даже не смог самостоятельно идти. Вернувшись в полк, первое, что увидел, была листовка политотдела о его героической гибели.

В ноябре Мурманск накрыла полярная ночь, но война в воздухе все равно продолжалась. 2 декабря 1942 года Петр Рассадкин одержал свою первую официально подтвержденную победу.

В составе шестерки истребителей он вылетел навстречу нашим дальним торпедоносцам, возвращавшимся с задания. В районе полуострова Рыбачий курс пересек немецкий самолет-разведчик «Фокке-Вульф-189» («рама» в советском военном обиходе). Рассадкин зашел ему в хвост и дал залп из всего бортового оружия. Подбитый разведчик про извел вынужденную посадку на советской территории, а его экипаж был взят в плен.

Командир «рамы» отказался давать какие-либо показания, однако на летчика, который сбил его, согласился посмотреть. Он поздравил Петра Рассадкина с победой, но в ответ получил слова, понятые и без переводчика: «Врагам руку не подаю». Второй пленный немец оказался гораздо сговорчивее и дал советским разведорганам ценные сведения. Петр Рассадкин за эту победу получил свою первую награду - орден Красного Знамени.

ВСЕХ НА ДНО!

С весны 1943 года над Баренцевым морем развернулась новая битва за господство в воздухе. Советская авиация на Севере к тому времени значительно выросла количественно и качественно, но и немецкие асы были не намерены просто так уступать небо. С наступлением полярного дня это сражение велось практически круглосуточно.

255-й полк, пересевший на американские истребители «аэрокобра», принял в воздушных боях под «полуночным солнцем» самое активное участие. Его задача при этом оставалась прежней - прикрывать наши торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики и штурмовики, атаковавшие немецкие морские конвои в норвежских и финских водах.

В июне Петр Рассадкин сбил два немецких истребителя. В июле - еще три.

20 июля, как стало известно много лет спустя из немецких документов, его жертвой стал «полярный охотник» Хорст Оберландер, имевший к тому времени 9 побед. Уходя на небольшой высоте от атаки «аэрокобры» Рассадкина, немец задел крылом за гребень волны и утонул вместе с рухнувшим в море самолетом.

22 июля тоже был обычным днем войны. Старший лейтенант Рассадкин вылетел в составе группы прикрытия пяти торпедоносцев «Бостон». Пятьдесят километров до цели шли на бреющем полете. Радары немецкого конвоя в Сюльте-фиорде их не засекли. Внезапным торпедным ударом были потоплены сразу два вражеских транспорта. Немецкие истребители перехватили русские «Бостоны» только на обратном пути. Их атака завершилась потерей трех «мессершмиттов-109», один из которых попал в перекрестье прицела Рассадкина.

Осень продолжила его боевой счет.

14 сентября наша воздушная разведка возле мыса Эккере обнаружила немецкий конвой из4большихтранспортных судов в сопровождении 22 кораблей охранения и 16 истребителей прикрытия. Северный флот атаковал его торпедными катерами и авиацией. Половина транспортов пошла на дно. Петр Рассадкин в этом сражении сбил сразу два «Ме-109»: один, когда прикрывал удар бомбардировщиков, и другой - когда их пытались перехватить немецкие истребители на обратном пути.

Приход очередной полярной ночи Рассадкин отметил удачным налетом на немецкий аэродром Луостари и двенадцатым сбитым немцем. Весной 1944 года к ним добавились еще четверо.

31 мая 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР заместитель командира эскадрильи капитан Петр Рассадкин стал Героем Советского Союза - третьим в 255-м истребительном авиаполке. Золотую Звезду ему вручили прямо на аэродроме, после чего опять последовала команда на взлет.

Войну он закончил, имея за плечами 300 боевых вылетов, 100 воздушных боев и 16 побед.

КОГДА ОТГРЕМЕЛИ ПУШКИ

В конце 1945 года Петр Рассадкин был направлен в Ригу на курсы командиров полков. Потом окончил Военно-воздушную академию и Военную академию Генерального штаба. До 1958 года продолжал служить на Севере в 122-й Печенгской истребительной авиадивизии ПВО, пройдя путь от командира полка до комдива. Затем был начальником авиации корпуса ПВО на Дальнем Востоке.

С 1960 года полковник Петр Алексеевич Рассадкин находится в отставке. Живет в Ялте. Здесь руководил крупным гостиничным объединением, был удостоен звания Почетный гражданин города. До последнего времени продолжал вести активную общественную работу по линии крымских ветеранских организаций и Коммунистической партии Украины.

В краеведческом музее Зубовской средней школы Клинского района его жизни и военной биографии посвящен особый раздел.

  

Андрей ШУГАЕВ

 

© 2006 МОУ – Зубовская СОШ. При любом использовании материалов сайта необходимо указать http://zubovoschool.narod.ru/ в качестве источника.

Hosted by uCoz